
Смысл моего вопроса определяет следующее: "Советская идеология - это наше прошлое и не очень хорошее". В 1991 году (во время первого визита 14-го далай-ламы в Калмыкию) калмыцкие учёные при Совете Министров КАССР задали вопрос: Что Делать? Далай-лама рекомендовал отказаться от атеистического ламаизма и впредь говорить о тибетском буддизме, как о неотъемлемой части в культурном наследии калмыцкого народа. С тех пор калмыцкие атеисты-учёные стали переодеваться в религиозников и возносить Далай-ламу до небес. Именно тогда началась переоценка духовных ценностей в калмыцком народе и именно тогда "нулевое" религиозное сознание российских калмыков стала обрастать тибетскими "мандалами", "калачакрами" и прочими "мощами тибетских лам". Ситуация в Бурятии складывалась несколько иначе: Тибетские веяния в Бурятию стали проникать в начале 60-х годов 20 века, в ходе совето-китайского конфликта. 14-й далай-лама принял советскую сторону, обвинив Китай в геополитических амбициях. За что, советской стороной ему были предоставлены протибетские центры в Монголии и Бурятии. Именно тогда 14-й далай-лама объединил старые формы тибетских верований (гелуг-па, нингма-па, сакья-па, кагью-па, бон-по) и "теоретически" получил Тибетский Буддизм. В связи с этим, он рекомендовал советским учёным отказаться от атеистического ламаизма и впредь говорить о монголо-язычном буддизме, как о разновидностях тибетского буддизма. Идейной платформой в "практическом" бурято-монголо-тибетском буддизме стал представитель 14-го далай-ламы в Бурято-Монголии Бакула Римпоче. Историческая справка: Попытка организовать такой "буддизм" в Калмыкии, калмыцким руководством было отказано. Басан Городовиков сказал: "Нам калмыкам после Сибири нужно работать - молиться будем потом". Современная справка: В ходе визита Сакья Тризин Римпоче в Калмыкию (27-31 мая 2010 г.) калмыцкие учёные при РАН РК выслушали лекцию о проникновении тибетского буддизма в монголоязычной среде. После окончании лекции высокий гость поблагодарил калмыцких учёных за высокий вклад и одарил присутствующих своим благословением. С Уважением, Бакши Джамба РК. Администрация Бакши Калмыцкого Народа.
6 июня 2010 г.Уважаемые сотрудники ИМБиТ.СО РАМ Если исходить из логики "русской", дальше, "советской" буддики - то, ламаизм и вытекающий из него "будда-коммунизм", дальше, "атеистический буддизм" - эта, разная по сути, доктрина и имеет разные исторические параллели. Каким же образом, тибетский буддизм вышел на уровень национальной идеи в монголоязычной среде (Бурятия, Калмыкия) и почему, он пытается прижиться на этой сцене. Другая проблема: Храмовая сфера в Бурятии и в Калмыкии основана на имени тибетского реформатора Цзонхавы (1357-1419) в системе гелуг-па и почему (откуда) эта "система" приобрела национальный фактор. И, наконец: Может ли "советская идеология" быть основой в современной "буддологии"? С Уважением, ten3235@yandex.ru Справка: Являюсь участником Форума "Ивалгинский Дацан" - если мои вопросы имеют смысл - прошу ответить.
15 мая 2010 г.