Современные границы Республики Бурятия с запада на восток пересекает Транссибирская железнодорожная магистраль с несколькими ответвлениями. Южное направление соединяет станцию Заудинская и остановочный пункт Дозорный у границ с Монголией, а также Байкало-Амурскую магистраль, пересекающую республику в северном направлении. Вся железнодорожная сеть Бурятии, построенная в ходе строительства Великого Сибирского Пути, входит в состав Восточно-Сибирской железной дороги (Улан-Удэнского и Северобайкальского), пролегающей по бескрайним просторам Иркутской области, Забайкалья и Якутии. Первым же открыто движение в 1900 году на участке Иркутск – Сретенск.
В целях расширения железнодорожной инфраструктуры восточных регионов страны и разгрузки магистрали принято решение о строительстве параллельно Транссибу Северный широтный ход и «перемычку», соединяющую БАМ с Транссибом на территории Бурятии. Важно для региона с экономической точки зрения и строительство Южного широтного хода, ведущего в южные районы республики, где сосредоточены основные полезные ископаемые, и как воздух нужны пригородные поезда, следующие до сельских районов.
В скором будущем вдоль новых железнодорожных путей, где будут разрабатываться новые месторождения, появятся новые населенные пункты и рабочие места, что, возможно, приведет оттоку населения из многолюдной столицы Республики.